воскресенье, 10 февраля 2013 г.

наполеон бонапарт стихи о нём

Осознайте же, что вас обманывают, поймите неспособность ваших заправил и не доверяйте их расчетам.

Всё это говорят, чтобы увлечь вас в пропасть, которая с каждым мгновением углубляется и которая поглотит, быть может, самый прекрасный город Франции, город, более других отличившийся своими заслугами, но вам говорили также, что вы пройдете через всю Францию, что вы будете задавать тон Республике, а первые же ваши шаги обернулись поражением; вам говорили, что Авиньон может долгое время сопротивляться 20-тысячной армии, а им в двадцать четыре часа овладела одна колонна войска без осадной артиллерии; вам говорили, что весь Юг поднялся, а оказалось, что вы одни; вам говорили, что нимуазская кавалерия вот-вот раздавит аллоброгов[8], а они были уже в Сен-Эсири и Вильнёве; вам говорили, что на марше находятся 4 000 лионцев, спешащих к вам на помощь, а лионцы вели переговоры о соглашении.

Наша армия в Эксе; на смену прежним прибыли три хороших генерала; в Марселе набирают новые батальоны, у нас новый корпус артиллерии, несколько орудий 24-го калибра: вскоре мы будем в состоянии взять Авиньон или, по крайней мере, останемся хозяевами на Дюранс.

Нам передавали это иначе; я не хочу с вами спорить, раз вы там присутствовали. Но признайте, что все это ни к чему вас не приведет.

Во время отступления их преследовала кавалерия, многие попали в плен, и они потеряли два орудия.

Мы были хозяевами на Роне, в Вильнёве и по всей равнине. Мы перерезали все их коммуникации. Им пришлось очистить город.

Марсельцев было 3600 человек; у них было больше артиллерии и большего калибра, и тем не менее они были вынуждены отойти за Дюранс. Вас это поражает? Но причина в том, что превратности осады способны переносить лишь испытанные войска.

Потери армии составили 5 человек убитых и 4 раненых; она отнюдь не была отброшена, поскольку не осуществляла никакой правильной атаки. Она покружилась вокруг города, попыталась овладеть воротами, подведя к ним петарды; она произвела несколько выстрелов из пушек, чтобы испытать гарнизон; затем она должна была отойти к себе в лагерь, чтобы составить план атаки на следующую ночь.

При наступлении на Авиньон численность армии составляла 4 000 человек; сейчас она составляет 6 000 человек; а раньше чем через четыре дня в ней будет 10 000 человек.

Сильна ли армия Карто [6]? Говорят, при наступлении она понесла немалые потери, но если правда, что она была отброшена, так почему марсельцы оставили Авиньон [7]?

Через несколько минут знакомства стало известно, что я еду из Авиньона и что я военный. Умы моих сотрапезников, всю неделю занятые торговлей, которая приумножает состояния, сосредоточились в тот момент на результатах происходящих событий, от которых зависит их сохранение: они стремились узнать мою точку зрения, дабы, сравнивая ее со своей, иметь возможность уточнить ее и составить себе правдоподобное представление о будущем, которое по-разному нас затрагивало; наименее бойкими казались марсельцы: отступление от Авиньона научило их во всем сомневаться; они знали лишь одну важную заботу о собственной судьбе; возникшее вскоре доверие развязало нам языки, и мы начали беседу, которая протекала приблизительно так.

Я оказался в Бокере в последние день ярмарки. Случай свел меня за ужином с двумя негоциантами из Марселя, жителем Нима и фабрикантом из Монпелье.

«Ужин в Бокере» сочинение в высшей степени интересное с точки зрения идейной и политической эволюции Наполеона, а также формирования стиля его политических и военных документов последующих лет. И между тем этот памфлет остается малоизвестным читателям, поскольку издание Ф. Массона и Б. Биажи, в котором он был опубликован, достаточно редкое. Идея публикации «Ужина в Бокере» на русском языке во «Французском ежегоднике» принадлежит П. М. Далину.

Памфлет имел некоторые последствия и для самого автора. Молодой офицер был замечен, это помогло его назначению в Тулон...

«Ужин в Бокере» был издан в Авиньоне, первоначально за счет автора. Написанный с позиций революционного якобинизма [4] профессиональным, отлично знающим свое дело военным, памфлет имел успех. Очень скоро был издан еще раз за счет государства как эффективная пропагандистская брошюра [5]. Республиканские войска вошли в Марсель 25 aвгуста 1793 г. Следовательно, «Ужин в Бокере» написан, скорее всего в последних числах июля начале августа 1793 г.

Бежавший в начале июня с Корсики капитан Наполеон Бонапарт прибыл в Ниццу, где был расквартирован его полк, и оказался в центре борьбы с федералистским Марселем. Он имел поручение в Авиньон, однако город был в это время в руках мятежников. 25 июля войска Республики попробовали атаковать Авиньон малыми силами, но сразу отступили. Тем не менее, марсельская армия в тот же день оставила его и отошла за Дюранс. Об этих событиях и идет речь в памфлете Наполеона.

«Ужин в Бокере» написан как рассказ о застольной беседе. Но речь в нем идет о политике, о жирондистском федералистском мятеже, последовавшем за событиями 31 мая 2 июня 1793 г. в Париже, когда к власти пришли монтаньяры. К концу июня более 60 департаментов восстало против Конвента. «Федерализм имел более выраженное социальное сoдepжание, нежели политическое лицо, писал А. Собуль. Возмущение было делом рук главным образом буржуазии, главенствовавшей в администрации департаментов, тревожившейся за собственность; он получил поддержку всех сторонников Старого порядка. Муниципалитеты, более народные по своему составу, были к нему враждебны. Рабочие, ремесленники не желали сражаться за богатых; наборы в армию, предписанные властями мятежных департаментов, встречали равнодушие или враждебность народа»[3]. Одним из центров мятежа был Марсель.

В молодости Наполеон много и охотно занимался литературным творчеством. Он писал и прозу, и стихи, пробовал себя в жанрах романа и публицистики . Известны его сочинения «Диалог о любви» (1791), «Трактат для лионской академии» (1792), написанные в просветительском духе. Однако самое знаменитое литературное произведение молодого Наполеона памфлет «Ужин в Бокере» (1793). Ни один биограф Наполеона не проходит мимо него. К «Ужину в Бокере» обращаются при изучении борьбы Горы и Жиронды, федералистского мятежа. «Это лучшее из его сочинений, пишет о памфлете А. Моруа, самое удачное и имевшее наибольшие последствия»[2].

Воспроизводится по «Французскому Ежегоднику» за 1985 год.

Наполеон Бонапарт. «Ужин в Бокере»

Комментариев нет:

Отправить комментарий